Флаг Чеченской Республики

 Автор книги: Владимир Кутаев                                                  

А знаете ли Вы, что

...Супруги не называли друг друга по имени. Муж не входил в помещение, где были его жена и дети, при старших не брал на руки своего ребенка и не ласкал его...

Глава 4. Тейповая и тукхумная организации 

        Историю чеченцев вплоть до последнего времени представляли как историю  народа, который провел тысячи лет в условиях родоплеменного строя, был вытеснен врагами в труднодоступные горные ущелья и не имел ни государства, ни письменности. Однако по работам древних авторов можно судить о существовании у нахов с древнейших времен различных государственных образований.

         Верхние аорсы в "Географии" Страбона, которые по территории расселения (а по последним лингвистическим данным, и по языку) могут быть идентифицированы с предками чеченцев, описываются как могущественный народ, имеющий царя и способный выставить огромное войско, контролирующий большие пространства от устья Дона вплоть до побережья Каспийского моря. Древнегреческий автор предполагает, что аорсы являются беглецами из народов, живущих выше, т.е. в горах Кавказа.

           Монархией была и Кавказская Албания, основную и, вероятно, наиболее культурную часть населения которой составляли гаргары (ср. чеч. гьаргар —  "близкий, родственный"), одно из нахских племен, помещаемое в I в. до н.э. Страбоном в восточной части Кавказа. По Страбону, в Кавказской Албании "все жители подчинены одному лицу, а в древности каждая группа с особым языком имела особого царя".

         Об активной роли нахских племен на Кавказе отмечается в "Жизни картлийских царей" Леонтия Мровели, грузинского историка XI в. В древнеармянской версии источника говорится о том, что потомки Торгома "перевалили горы Кавказа и полонили земли Хазраца руками сына Тирета - Дуцука", т.е. Дурдзука (Дурдзук - этноним горных чеченцев). В сведениях из "Жизни Вахтанга Горгасала" грузинский историк пишет: "Тогда же отпустил царь своим союзникам - персам и царям кавкасианов - великие дары..." То, что под этнонимом "кавкасианы" подразумеваются именно нахские племена, не вызывает сомнения у большинства ученых. Можно предположить, что под "царями кавкасианов" подразумевались правители, имевшие определенный социальный статус, и какой бы смысл это понятие ни имело, оно предполагает наличие социальной стратификации у нахских племен в тот исторический период.

          Не менее могущественными были предки чеченцев и позже, в период арабского завоевания Закавказья и Дагестана. В это время "горные области предстают как районы развитого земледелия, густонаселенные, располагающие сильными укреплениями, районы, где вполне сформировались стойкие этнополитические образования. Во главе большинства из них стояли династии правителей, которые к моменту арабского завоевания уже имели развитые родословные". По свидетельствам арабских авторов (Ибн Рустэ, ал-Масуди) за Сериром, который идентифицируется историками с современной Аварией, находится государство Ал-Лан, очень густонаселенное, имеющее множество крепостей и замков, способное выставить 30-тысячное  войско. Согласно Ибн Рустэ, аланы делятся на четыре племени, наиболее могущественным из которых является племя "дахсас". Я.С. Вагапов считал, что "дахсас" в арабских источниках нужно читать как "нах-сас", где второй элемент восходит к древнему этнониму чеченцев "сасан". Накануне монголо-татарского нашествия в предгорной и равнинной части Центрального и Северо-Восточного Кавказа существовало крупное раннефеодальное государство - Алания. Общество этого государства состояло из класса феодалов, прослойки свободных общинников, зависимых крестьян, домашних рабов .

        Таким образом, чеченцы вплоть до нашествия Тимура имели различные государственные образования с оформленной монархической формой правления и очерченной социальной стратификацией общества. И говоря об историческом опыте государственного строительства у чеченцев, нельзя ограничиваться только тейпово-тукхумной демократией, которую некоторые исследователи считают единственной формой политической организации чеченского общества в прошлом. Тейпово-тукхумная демократия является традиционной формой политической организации чеченского общества с XIV до начала ХIХ в. Верховный орган - Мехк-кхел или Совет страны представлял в одном лице законодательную и судебную власть. Члены Мехк-кхела избирались по системе пирамиды из представителей различных тейпов.

        Тейпово-тукхумная организация в ее классическом виде, по всей вероятности, оформилась в период после нашествия Тимура, когда были уничтожены чеченское государство с его институтами, правящие династии, навыки цивилизации, наработанные предками чеченцев в течение тысячелетий, когда чеченская земля погрузилась во мрак смутного времени, при котором властвует один закон — право сильного. В этот период чеченцы были вынуждены покинуть равнины и предгорья и уйти в горы.

          Для того чтобы говорить о роли тейпово-тукхумной организации в истории Чечни, нужно определить, что мы имеем в виду под понятиями "тейп" и "тукхум". Эта проблема является очень сложной и запутанной и до сих пор не получила более или менее ясного решения. "Констатация и изучение родовых группировок на Кавказе чрезвычайно осложняется и затрудняется тем, что у многих кавказских родов для обозначения этих группировок употребляется иногда целый ряд терминов, как местных, так и заимствованных из других языков", - писал об этом М.А. Косвен. Различные исследователи понимали под этими терминами и фамилию, и отдельные общества, и род, и родовую общину. Но чеченский тейп в своем классическом виде не является ни патронимией, ни родом.

           У чеченцев существовал термин "вар" - род (который, кстати, сохранился у ингушей, но уже в ином значении). Он гораздо ближе по своей структуре и содержанию к понятию рода. Вар - это кровнородственная организация, все члены которой восходят к реально существовавшему единому предку. Подтверждением этому может быть реликтовое понятие, сохранившееся в чеченском языке до сих пор в  идиоматических выражениях: "Вари да - отец рода, прародитель", хотя народная этимология часто переосмысливает его в "Ворхи да - отец семерых (имеются в виду семь поколений)", но вполне вероятно, что "вар" - род и "ворх/варх" - семь восходят к одному корню. Определение М. Мамакаевым тейпа как "патриархальной экзогамной группы людей, происходящих от одного общего предка", более подходит к понятию "вар" или более позднего "некъи".

          Тейпы также имели общего предка, но легендарного, мифологического. Объективный анализ генеалогических легенд коренных чеченских тейпов позволяет обнаружить их вторичный, производный характер по отношению к уже сложившимся структурам и территории, занимаемой ими. Предания о происхождении некоторых чеченских тейпов от знатных пришельцев из переднеазиатских стран также не имеют под собой реальной почвы и появились сравнительно поздно, в период принятия ислама. Почти в таком же виде подобные генеалогии встречаются у всех мусульманских народов Кавказа и связаны со стремлением повысить таким образом свой социальный статус. Генеалогические предания чеченцев отражались в фамильных хрониках 17 - "тептарах", которые с принятием ислама стали записывать письмом "раджаб", созданным на основе арабской графики. "Летописцы" чаще всего были людьми, имевшими хорошее мусульманское образование, и соответственно, поиск корней мифологического предка в Передней Азии или на Ближнем Востоке был своего рода данью традиции.

          Но все же в тепловых генеалогиях можно выделить и вполне реальные исторические события. Во всех родословных коренных чеченских тейпов звучит одна мысль - о миграции из западных и южных районов Кавказа на восток, в Ичкерию, Чеберлой, Аух. Перевальным пунктом этой миграции, согласно народным преданиям, а также фамильным хроникам, была историческая область Нашх.

         Слово "тейп" заимствовано из арабского (где "тейфа" обозначает "вид, род" и могло распространиться среди чеченцев не ранее XVII в. Оно также встречается и у других кавказских народов для обозначения различных социальных и патронимических групп. Чеченский тейп - это классическая самоуправляемая территориальная община, состоящая из одного или нескольких сел и делегировавшая часть своих полномочий ассоциациям более высокого уровня. В условиях полного распада государства и уничтожения государственных институтов тейп стал выполнять функции защиты и охраны прав личности, собственности, обороны, обеспечения  экономических условий существования. В период становления тейпа как социальной структуры в него входили и кровнородственные организации, самой крупной из которых была "вар" - род. С течением времени термин "вар" вышел у чеченцев из употребления, вероятно, в связи с тем, что более широкие социальные функции "вар" перешли к тейпу, а более узкие - к мелким кровнородственным организациям: "некъи" - объединению родственных патронимии и "цIин нах" - патронимии.

           Было бы неверным отрицать, что некоторые небольшие чеченские тейпы (хотя часть исследователей, и вполне правильно, считает их ветвями - "гар" крупных тейпов) - результат количественного увеличения чисто кровнородственных структур. Но типичным был процесс образования тейпов по территориальному признаку, когда в тейпы объединялись "вары" или роды, поселившиеся рядом и имеющие общие экономические и политические интересы. Подтверждением этому может служить и то, что тейпы всегда принимали не только переселенцев из других стран, но и людей из других тейпов. То есть в те времена, когда тейп функционировал как социальный институт, был возможен переход отдельных семей и даже целых фамилий из одного тейпа в другой, что невозможно в условиях патронимической организации общества.

          Тейпы возникали на основе военных поселений, а также военной и профессиональной специализации, что подтверждается названием многих чеченских тейпов (ср. "ширдой - пращники", "лаьшкарой - резервные войска", "бIавлой - строители башен"). Это может быть подтверждением тому, что большинство чеченских тейпов,  обосновавшихся по южной и восточной границе Чечни, первоначально были пограничными военными поселениями. Можно предположить, что ремесленные общины Алании при перемещении в горные районы также образовывали компактные поселения и становились самоуправляемыми территориальными общинами, т.е. тейпами. Большие группы выходцев из других стран при компактном расселении образовывали собственные тейпы, но это, по всей вероятности, процесс, характерный для периода разложения чеченского тейпа, ср. "туркой - турки", "джуьгти - евреи", "чергзи - черкесы" и т.д.

         Таким образом, можно выделить несколько способов образования тейповых организаций:

 объединение территориальных общин (в том числе военных поселений, ремесленных общин);

 разрастание кровнородственных организаций с приданием им более широких социальных функций;

 становление тейпа на основе компактно расселившихся групп чужеземцев.

          Тейп, или территориальная община, был единственно возможной моделью политической организации при низком уровне развития производительных сил и отсутствии классовой дифференциации общества в условиях послевоенного политического и экономического упадка. Ведь это был период, когда чеченцы под натиском более сильного и многочисленного врага были вынуждены уйти из цветущих и плодородных долин и тесниться в диких и суровых ущельях гор, где единственной целью существования была борьба за выживание. Несомненно, и ландшафт также повлиял на характер социальной организации чеченцев в тот период, когда в условиях суровых и труднодоступных гор в более или менее устойчивые социальные образования сельские общины объединялись именно по ландшафтному признаку (в пределах одного ущелья, одной котловины и т.д.).

         Но от классической родовой организации, которая также являлась примитивным социальным институтом, тейп отличается тем, что он - не результат развития патронимии, а социальное явление качественно иного характера, возникшее в силу объективных исторических обстоятельств. В условиях гибели государства и государственных институтов, утраты социальной стратификации общества в результате массовой миграции и гибели больших групп населения "родовую идеологию, считает Э.А. Борчашвили, стали принимать территориальные общины и военные союзы. Возникнув на основе практических потребностей, эти организации стали считать своих членов происходящими от общего предка".

          Таким образом, классический чеченский тейп можно определить как институт, выполняющий социально организующие функции на уровне территориальной общины, и делегирующий часть своих полномочий ассоциациям более высокого порядка. Территориальная община могла состоять из одного или нескольких селений, находящихся в пределах одной ландшафтной зоны.

            Тейп как институт имеет целый ряд основополагающих признаков: единство территории, общая экономическая, правовая и идеологическая база. Правовой основой тейповой организации было традиционное право. В научной практике традиционное право кавказских народов принято называть адатом. Но это не совсем корректно, так как адат является более широким понятием и включает в себя не только и не столько право, сколько этические и бытовые традиции. Обычное право трактуется в правоведческой литературе как неписаное право или как социальные нормы или обычаи, которые сложились естественным путем в результате социального и исторического опыта народа. Нормы чеченского права, по крайней мере с начала XVI в., устанавливались Мехк-кхелом, Высшим советом страны. Эти нормы к тому же были записаны. В Чечне были записи правовых актов конца XVII - начала XVIII в., которые исчезли уже после выселения чеченцев в 1944 году.

        Записал некоторые нормы права чеченцев и ингушей (в основном касающиеся конкретной уголовной практики) российский правовед П.Ф. Леонтович во второй половине XIX в. Чеченское традиционное 20 право предусматривало почти все институции, которые являются обязательными для современной судебной практики,  т.е. обвинение, защиту, право ответчика обратиться в другую инстанцию. Согласно фольклорным материалам, источниками традиционного права у чеченцев был не столько освященный обычай, сколько установления Мехк-кхела, в которых немалую роль играл и прецедент.

          М. Мамакаев в работе "Чеченский тейп в период его разложения" определил 23 принципа, лежащих в основе тейповой структуры. Но в ряде случаев исследователь механически перенес правила, характерные для классического рода, например, римского, на тейп, который представляет собой социальную, а не кровнородственную структуру и тем более не является классической родовой организацией. Некоторые из этих принципов характерны для патронимии или для небольших тейпов (вернее, для ветви тейпа "гар"), образовавшихся за счет разрастания патронимии.  Характерный для рода запрет на брак между его членами не был обязательным внутри чеченского тейпа. По адату браки разрешались между мужчиной и женщиной, не имеющими между собой родства в восьми поколениях по отцовской линии, в семи - по материнской.

       Основополагающими для классического чеченского тейпа можно считать следующие признаки:

1. Кризис общинного землевладения. Общинное землевладение было характерно для классического рода. При тейповой организации, особенно в поздний период, были разные формы землевладения. Земля тейповой общины делилась следующим образом: а) общие нераздельные земли, к которым относятся горные пастбища, берега рек и выгоны; б) общие делимые, которые составляют пахотные и покосные места издревле; в) собственные по праву первого завладения через очистку лесов, принадлежавших другим фамилиям или общине. В недрах  тейповой общины зарождается право частной собственности на землю или право исключительного владения, когда земля может быть отдана частным владельцам в бессрочный залог, продана или обменена, хотя и остаются ограничения в праве распоряжения.

2. Тейп имел вооруженную дружину или "гIер", которая собиралась на время боевых действий, так как община не могла содержать постоянное войско.

3. Военную дружину возглавлял "бячча" - военачальник, который выбирался на время войны.

4. Представительным органом тейпа был совет старейшин - тейпан кхел. Его решение было обязательным для всех членов тейпа. Как писал один из авторов XIX в., "чеченец, убегая всякого ограничения своей воли, как нестерпимой узды, невольно покорялся превосходству ума и опытности и часто исполнял добровольно приговор стариков, осудивших его".

5. Тейп возглавлял предводитель, который руководил советом старейшин, но при принятии решений он имел равный со всеми голос.

6. Тейп имел право на принятие в свой состав посторонних лиц. Это могли быть люди из других тейпов или чужеземцы.

7. Каждый тейп имел свое имя, восходящее к имени мифологического родоначальника. На самом деле имена многих чеченских тейпов связаны, во-первых, с названием селений или местности, например, Пхьамат - пхьамтой, во-вторых, с профессиональной специализацией (ср. белгIатой - работные люди; бIавлой - строители башен), в-третьих, с этническим происхождением (ср. цадахарой - даргинцы).

8. Тейп занимал особую территорию и имел свою тейповую гору. Коренными чеченскими тейпами считаются только те, которые имеют свою гору, хотя были случаи, когда тейпы были вынуждены уступать свои земли, в том числе и горные вершины, в качестве платы за кровь в междоусобных войнах.

9. Тейп имел отдельное, тейповое кладбище.

          Но чеченский классический тейп уже не имел собственного религиозного культа, в отличие от ингушского, который и количественно, и качественно отличается от чеченского и является патронимической единицей (и результатом сегментации одного вайнахского тейпа). Чеченский тейп был качественно иной социальной организацией по сравнению с классическим родом. Даже те признаки, которые считаются признаками родовой организации, приобрели в тейповой общине качественно иной характер. Но в соответствующих экономических условиях и при отсутствии выраженной социальной дифференциации территориальная община, объединившись в тейп, не могла создать другой идеологии, чем общность происхождения от единого предка и тейпового братства.

          Но в процессе развития и усложнения социальной жизни, внешней экспансии тейповая община перестала справляться с возложенными на нее функциями, и прежде всего с функциями внешними. Закономерным стал процесс объединения тейпов в более крупные и сложные социальные организации - тукхумы. Чеченский тукхум, согласно М. Мамакаеву, "это своего рода военно-экономический союз определенной группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения противника и экономического обмена". Возглавлял тукхум совет старейшин, в который входили представители всех тейпов, образовавших союз.

         Согласно классификации М. Мамакаева, в XVI-XVII вв. в Чечне сложились девять тукхумов: Аькхий, Маьлхий, Нохчмахкхой, ТIерлой, ЧIаьнтIий, ЧIеберлой, Шарой, Шуотой и Эрштхой. Но количество чеченских тукхумов является предметом дискуссии, что, вероятно, объясняется отсутствием иной разницы между тейпом и тукхумом, чем просто количественная. И тейп, и тукхум - это институты социальной организации общества. Если тейп могли образовать от одного до нескольких селений, то в тукхум входили несколько тейпов. При этом в Чечне существовали тейпы, которые не состояли ни в одном из тукхумов, например, пешхой, майстой.

         Следующей логической ступенью эволюции тейпово-тукхумной демократии был высший орган страны - Мехк кхел. В него выбирались представители тукхумов и отдельных тейпов из числа самых уважаемых и почетных людей. "Нахские старейшины в Мехк кхел устанавливали порядок землевладения и землепользования и согласовывали нормы поведения и меры наказания за их нарушение, решали вопросы торговли, как внутренней, так и внешней, принимали меры для того, чтобы обеспечить необходимую оборону крепости, строили боевые башни, создавали сторожевые или пограничные поселения, решали вопросы войны и мира, для общественных нужд проводили сборы материальных средств и определяли различные обложения и повинности. Если отдельные селения и территориальные общины не подчинялись решению Мехк кхел, их могли даже полностью уничтожить".

         Классическое государство появляется как результат социально-экономического развития общества при определенном уровне его социальной стратификации, как организация, обеспечивающая баланс политических и экономических интересов его различных слоев и защиту их от внешней экспансии. Возникновение и укрепление государства сопровождается ликвидацией кровнородственной организации, разделением населения по территориальным единицам. Отличительным признаком государства также является наличие публичной власти, не совпадающей непосредственно с населением, и государственных учреждений (армия, полиция, бюрократический аппарат), которые содержатся на регулярно взимаемые с населения налоги.

          Таким образом, ни тукхум как союз тейпов, ни Мохк как ассоциация тукхумов, объединенных идеей этнического единства, не стали государственными образованиями в классическом понимании этого слова, так как, во-первых, не было для этого социально-экономических предпосылок в условиях низкого уровня развития производительных сил, во-вторых, это противоречило внутренней логике развития тейпово-тукхумной демократии. Мохк, или Ассоциация территориальных общин Чечни, был государственным образованием иного порядка, в котором самоуправление отдельных субъектов стало почти абсолютным. Правовая жизнь общества централизованно регулировалась только на уровне установления единых норм традиционного права, а налоги собирались не для содержания государственного аппарата, а для строительства дорог, крепостей, сторожевых и сигнальных башен. Высший совет страны решал только наиболее важные для ассоциации вопросы: объявления войны, формирования ополчения, создания новых колоний, а также вопросы права и религии.

           Согласно фольклорным материалам, Мехк кхел назначал правителей в различные области Чечни, как, например, Алдама-Гези в Чеберлой, которые со временем становились феодалами, объявляя свои права наследственными. Это может быть подтверждением фольклорных материалов о существовании в ту эпоху и исполнительной власти, которая позднее обозначается арабским термином "Iедал", и судебной власти в виде маслаатов.

           Исходя из вышесказанного, социальную структуру чеченского общества в период тейпово-тукхумной демократии можно представить следующим образом:

  Мохк - страна (Ассоциация тукхумов)

             

Тукхум - союз тейпов

             

Тейп - территориальная община

             

Гар - группа некъи, объединенная идеей легендарного родства

             

Некъие - объединение родственных групп (пЬш-нах), ведущих свою линию от общего предка

             

Щин-нах - группа близкородственных семей (до семи поколений)

             

Доьзал - семья

         В процессе эволюции тейпово-тукхумного строя уже в его недрах зарождались противоречия, которые являлись причиной его разложения.-Исторические данные, а также народные предания свидетельствуют о существовании в чеченском обществе того периода и феодальных владельцев - "эла", имевших свои укрепленные замки и поместья. Чеченский фольклор изобилует материалами о борьбе сельских общин с "князьями". Это был период нового расцвета чеченского тейпа перед его закатом. Тейповые общины победили в этой многолетней войне. Но социально-имущественная дифференциация в самой общине, зарождение новой знати из числа предводителей и военачальников подрывали внутренние устои тейповой организации. Увеличение доли феодальной и индивидуальной собственности на землю способствовало разрушению экономических основ тейпово-тукхумной организации. И если еще существовали тейповые формы владения и пользования землей и скотом, это были уже, считает Э.А. Борчашвили, не пережитки родового строя, а отголоски "архаичных форм эпохи раннеклассовых отношений, возникших вторично в результате ликвидации политических прав аристократической знати".

          При выселении на равнину и образовании полигенных (т.е. многотейповых) поселений, а также в связи с усложнением социально-экономической жизни чеченские общины стали приглашать на управление иноземных фео

©Все права защищены законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материалов активная ссылка на сайт Чеченские тейпы обязательна! 

 

© Chechen-sort - М., 2010

Создать бесплатный сайт с uCoz